Законы киновселенной. Правша - герой, левша - злодей? Нелегко быть левшой в нашем заточенном под правую руку мире. Левши прошли долгую, полную сложностей и лишений историю, прежде чем их просто признали равными всегда "правильным" правшам. Переучивание, стандартизация, подавление немаловажной части своего "я" — всё это позади и теперь быть левшой стало модно. Неожиданно левши оказались талантливыми, творческими, артистичными личностями. Возможно, по этой истории однажды снимут прекрасный фильм, который соберет мешок Оскаров, а пока предлагаю взглянуть на положение левшей в современной киновселенной. А здесь нас ждут не самые приятные новости.
Оказывается, подавляющее большинство фильмов застряло в позапрошлом веке, где левшей считали едва ли не исчадиями ада. Особенно такой тренд заметен в многочисленных боевиках с классической структурой "Добро против Зла". Протагонист почти всегда является правшой, тогда как главный злодей злобно попивает злобное вино, держа его в злобной левой руке. Откуда пошла такая традиция?
У "злодейской" леворукости очень любопытное происхождение. Цитата из Вики: «Английское слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского «sinister, -tra, -trum». Оно первоначально означало «левый, левосторонний», а затем, в Классическом латинском веке, приняло смысл «зло, злой» и «неудачный, несчастливый». В то же время слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского слова «sinus», означающего «карман»: традиционная римская тога имела только один карман, предназначенный для правшей и для удобства пользования расположенный на левой стороне.» Вот так. Несколько несчастных, которым неудобно было носить карман слева, породили целые поколения зловещих левшей. Удивительные вещи творит история.
Еще одна теория гласит, что левшей начали считать злодеями и предателями в то время, когда укрепился обычай рукопожатия. Пожимая друг другу руки(в некоторых культурах ладони, в некоторых "прощупывали" аж до предплечья), люди демонстрировали друг другу свою добрую волю, тот факт, что в "сильной" правой руке они не держат оружия. Левша же отдает для рукопожатия свою слабую правую руку, тогда как сильной левой он может выхватить кинжал и легко ранить противника. Происходили ли и правда такие случаи или это просто укрепившиеся в умах людей сплетни, неизвестно. Но каким образом все это отразилось на медиа-культуре?
Еще на заре кинопроизводства существовала необходимость разграничить героя и злодея, сделать их максимально разными, зеркально противопоставить их друг другу. При этом герой должен был быть как можно ближе к рядовому зрителю, как можно более похож на нас, дабы ему лучше сопереживалось. Злодей же наоборот, должен отличаться, что-то в нем должно отталкивать, не настолько, чтобы быть совсем уж отвратительным, но достаточно, чтобы он казался немного чужим, другим, неправильным. Отсюда родом классическая злодейская внешность, злодейские помпезные наряды, злодейская манера разговора и, да, злодейская леворукость.
Итак, рассмотрим несколько примеров из кинематографа и не только.
Доктор Зло из "Остина Пауэрса". Пародийный злодей собрал все клише, в том числе леворукость.
Т-1000 из "Терминатора 2". Даже роботы не избежали этой участи!
Лекс и Лайонелл Люторы из "Тайн Смолвилля". Ох уж эта наследственная злодейская леворукость.
Все штурмовики из "Звездных войн". Тут правда, совпадение вышло ненамеренным. Все штурмовики в “Звездных войнах” вооружены бластерами E11. Прототипом для них послужил “Sterling” L2A3 — девятимиллиметровый пистолет-пулемет времен Второй мировой войны, использовавшийся британскими войсками. Из-за особенности конструкции пистолета (и как следствие — бластера), держать его можно только левой рукой, поэтому все штурмовики в фильме получились левшами.
Сефирот из "Final Fantasy VII".
ОМГ, злобный босс из "Super Smash Bros. Melee" - огромная Левая Рука. Вот оно - средоточие зла.
Ежик Шэдоу из "Соника". В противовес правше Сонику. Классика.
Билл из "Убить Билла".
Барт Симпсон.
Магнето из "Людей Икс".
Маюри из аниме "Блич". Технически он на стороне добра, конечно, но большинство его поступков все-таки не подпадают под категорию "добрых".
Шрам из "Короля Льва". Он ведь даже не человек, но его все равно умудрились сделать леворуким леволапым.
Урсула из "Русалочки". Хотя тут сложно судить по нашим стандартам, у неё ведь помимо рук есть еще 8 активных конечностей.
Ну и пример поновее. Ганс из "Холодного сердца". Мда, даже если персонаж изначально выглядит добрым, но при этом является левшой - можно готовиться к худшему.
Есть и еще один стереотип, приписываемый персонажам-левшам. Это не только бессердечные злодеи, но и неуклюжие, чудаковатые, наивные персонажи, чаще всего комедийные герои второго плана, которые постоянно попадают в глупые ситуации. У этого "подвида" левшей тоже есть любопытные истоки.
Снова Вики: «Левша должен был быть не только неудачником, а также неуклюжим и неловким, что показывают французское «gauche» (левый, неловкий), немецкое «links» (слева) и «linkisch» (неуклюжий). Голландское выражение «twee linkerhanden hebben» («иметь две левых руки») означает «быть неуклюжим». Поскольку все данные слова являются очень старыми, они подтверждают теории, указывающие, что господство праворуких является чрезвычайно древним явлением. На португальском языке самое обычное слово, обозначающее человека-левшу, «canhoto», когда-то использовалось для обозначения дьявола, а «canhestro» — слово, обозначающее «неуклюжий».
Примеры:
Патрисия Томпсон из аниме "Soul Eater".
Дейта из "Звездного пути".
Нед Фландерс из "Симпсонов". По совместительству борец за права левшей, что не мешает ему быть регулярно униженным Гомером.
Патрик из "Губки Боба".
Исида Урюу из "Блича". Очень клевый персонаж, но с весьма необычными увлечениями)
Джон Ватсон из сериала "Шерлок".
Сокка из мультфильма "Аватар. Последний маг воздуха".
А теперь взглянем на сторону "добра". Считать правшей-протагонистов бессмысленно, проще посчитать положительных героев-левшей, что мы сделаем немного погодя, а пока посмотрим на некоторые любопытные случаи. Актеров-левшей существует немало, но при этом подавляющее большинство их персонажей - правши. Том Круз и Киану Ривз оба левши в реальной жизни, но если они играют главных героев в экшн-фильмах, то они всегда играют правшей.
В фильме "Петля времени" персонаж Джосефа Гордона-Левитта — правша, тогда как персонаж Брюса Уиллиса — левша. Но они ведь играют одного и того же человека! КАК?! Где-то в момент перехода от Гордона к Уиллису персонаж успел на курсы переучивания правшей походить?
Еще забавнее то, что на всех постерах ситуация прямо противоположная. Воистину "Петля времени" полна противоречий.
Диснеевская Мулан - урожденная левша.
Но чтобы стать "правильным" парнем-солдатом, ей пришлось переучиться на правшу. Добавляет целый новый уровень к "Be a man".
Кстати, Брюс Уиллис, а также Анджелина Джоли — одни из немногих актеров-левшей, которые передали свою леворукость большинству своих персонажей.
На сей ноте перейдем к опровержению этой теории и поищем протагонистов-левшей. Итак, уже есть большинство персонажей Джоли и Уиллиса. Кто еще?
Хеллбой из фильма "Хеллбой: Герой из пекла". Главный герой и левша. И все было бы отлично, если бы он не являлся в самом буквальном смысле исчадием Ада.
Гарфилд! Естественно, главный герой, правда циничный, ленивый, обжора... поищем еще.
Сайто Хадзиме, во всех аниме и фильмах, где он был. Но сие не заслуга создателей, а тот факт, что реальный Сайто был известным левшой и это стало "фишкой" всех его воплощений.
Линк из "The Legend of Zelda". Был левшой поначалу, затем был "переучен" на правшу для выхода на Wii.
Арья Старк из "Игры Престолов". Интересный пример обратного "переучивания" — актриса на самом деле правша.
Люк фон Фабр из "Tales of the Abyss". Тоже не "чистый" вариант. СпойлерыТак как Люк, а точнее Аш - не "настоящий мальчик", а "злобный" клон настоящего Люка, тогда как его оригинал - правша. Но опять же, настоящий Люк - не настоящий правша, а переученный левша. В общем, все очень запутанно.
Коралина из мультфильма "Коралина в Cтране Кошмаров". Не с идеальным характером девочка, но зато гг-ня.
ВСЕ обитатели сериала "Футурама". Будущее за левшами!
Иккинг из "Как приручить дракона". ГГ-левша, при этом обладающий характеристиками левши-чудака.
Губка Боб. Опять же, обладает типичными чертами левши-чудачка.
А кем же тогда являются амбидекстры — люди, одинаково владеющие обеими руками? О, это очень интересный случай. Редкость в реальной жизни, в кино такие люди появляются еще реже, но среди тех, кто все же имеется, можно проследить свою тенденцию. Чаще всего амбидекстрами являются антигерои. Являясь протагонистами, они не гнушаются плохими поступками и часто обладают чертами, свойственными злодеям. Рассмотрим пару примеров.
Доктор Грегори Хаус из сериала"Доктор Хаус"
Ягами Лайт из аниме "Тетрадь Смерти"
Дзирт До’Урден - темный эльф из книг Роберта Сальваторе и компьютерных ролевых игр по вселенной Forgotten Realms. Его мастерское владение двумя клинками обуславливалось врождённой амбидекстрией.
В фильмах такого не заметно, но в произведениях Толкина все эльфы Эльдар являются амбидекстрами. Скорее всего отсылка на еще одно свойство, приписываемое амбидекстрам - гармония правого и левого отражает гармонию эльфов в целом.
Фрагмент работы Толкиена «Названия рук, пальцев и числительные на Элдарине».
Левое и правое.
§ 13. Не ощущалось никакого различия между левым и правым. Не было ничего странного, зловещего, слабого или низкого в «левом». Так же как и чего-либо более правильного или истинного, доброго предзнаменования или чести в «правом». Эльдар были «амбидекстрами» использование в различных повседневных занятиях или обязанностях правой или левой руки было сугубо индивидуальным и личным делом, не определяемым какой-либо общей унаследованной привычкой. Эльда обычно мог писать любой рукой; если он писал левой, то начинал с правой стороны, если же правой рукой – то с левой, поскольку Эльдар считали более подобающим, чтобы рука не закрывала то, что уже написано непосредственно перед той буквой, над которой она трудится.
Конечно, это только очень маленькая часть примеров, в конце концов, далеко не везде герои бегают с оружием наперевес или постоянно пишут. Но есть еще один простой способ определить "злобность/святость" персонажа — нужно просто взглянуть на какую сторону зачесаны его волосы. Некие исследования(не берусь судить об их правдивости, но результаты этих исследований активно используются в кинематографе) утверждают, что направление зачесывания волос непосредственно влияет на восприятие человека окружающими. Большинство мужчин зачесывает волосы на правую сторону(пробор - слева), и такой человек якобы обладает мужеством, напористостью и самоуверенностью. Если же пробор находится справа — его воспринимают как чувствительного, изнеженного и занудного человека.
Рассмотрим на самом показательном примере. В классическом "Супермене" Кларк Кент зачесывает волосы налево, что помогает ему изображать неуклюжего, наивного простачка, но стоит ему облачиться в костюм Супермена, как его волосы тут же "мужественно" зачесываются направо.
Такое же правило соблюдается в большей части фильмов. Злодейские злодеи и неуклюжие чудаки носят пробор справа, положительные герои - наоборот. Примеры приводить слишком муторно, взамен предлагаю обратить на это внимание в следующем фильме, который вы посмотрите. Интересно было бы сверить результаты. Забавно было бы вычислить таким образом преступника в каком-нибудь детективе, но ведь тогда все детективы станут скучными.
Эта статья не законченна и будет дорабатываться. Пожалуйста, комментируйте, советуйте, критикуйте, делитесь своими примерами, мыслями и впечатлениями.
15.08.2014 в 21:50
хдд
15.08.2014 в 22:23
15.08.2014 в 23:48
25.08.2014 в 22:29